Иркутску 350

Год космонавтики Электронные
ресурсы
 

о нас / наши библиотеки /
 библиотеки выписывают / коллегам /
иркутская история
/ иркутская книга /
конкурсы
/ форум / гостевая книга

 

 
 
   
  2000 - 2010
  Самые «громкие» книги нулевых
Вернуться на главную страницу  
   

 СТАТЬИ

 

 

Самые «громкие» книги нулевых

 

 

 

 

 

:: 11.02.2011


 

В список попали книги, которые вызвали наибольший резонанс  у читающей публики за последние 10 лет. Шум вокруг некоторых произведений был разным - громким, и не очень, иногда почти неслышным, но всё-таки был. Но от качества книги, как ни странно, уровень шума никак не зависел: он зависел от других, внелитературных факторов.

2001  

 

Александр Солженицын. «Двести лет вместе»  (Солженицын,  А.  И.  Двести лет вместе (1795 - 1995). В 2 частях. Часть I. — М.: Русский путь. - 2001. - 512  с.  - (Исследования новейшей русской истории)

Том начинается  очерком о евреях на Руси  с древних времён до первого «значительного исторического скрещения еврейской и русской судьбы» при Екатерине II и заканчивался 1916 годом.

За эту книгу многие обвинили Солженицына в «просвещённом антисемитизме», в «оправдании погромной психологии» и т.п. Громче всех — Леонид Касис в статье «Еврейская энциклопедия — орган антисемитской мысли?!» (НГ Ex libris, 12.07.2001). Ему ответила Наталья Солженицына, редактор книги: «Солженицын писал эту книгу, исходя «из доброжелательных поисков на будущее» и в надежде, что она «сослужит взаимному согласию» (НГ Ex libris, 17.07.2001).

2002

Александр Солженицын « Двести лет вместе» Часть 2 (Солженицын,  А.  И.  Двести лет вместе.  В 2 частях. Часть 2. -  Москва:  Русский путь, 2002. - 512 с. : ил. (Исследования новейшей русской истории)

Книгу, посвящённую такому близкому советскому времени (1917—1995), ожидали с болезненным нетерпением. Хотя там было всё тоже, что в «Архипелаге ГУЛАГ»: евреи — большевики и чекисты, надзиратели и зэки.

Цитата: «До лагерей и я так думал: «…никаких наций вообще нет, есть человечество. А в лагерь присылаешься и узнаёшь: если у тебя удачная нация — ты счастливчик, ты обеспечен, ты выжил! Если общая нация — не обижайся. Ибо национальность — едва ли не главный признак, по которому зэки отбираются в спасительный корпус придурков… русские в «своих собственных русских» лагерях — опять последняя нация, как были у немцев…»

Основные темы: евреи в Великой Отечественной, дело врачей, исход 1970-х, Александр Галич как абсолютное воплощение еврейского самосознания.

2002

Ирина Денежкина «Дай мне!» (Денежкина, И.  «Дай мне!» - М. : Лимбус Пресс, 2003. -  512 с.)
Книга Ирины стала основополагающей для многих последующих авторов как в литературе, так и в кинематографе. Это жёсткая и сентиментальная проза, исполненная в духе «грязного реализма» - своего рода предтеча сериала «Школа».

2003

Елена Трегубова  «Байки кремлёвского диггера»  (Трегубова, Е. Байки кремлёвского диггера. - М. : Ad Marginem, 2003. – 384 с.)

Самая громкая книга года. Журналистка «Коммерсанта», проработавшая четыре года в кремлёвском пуле, рассказала о том, что видела, слышала и как это поняла. Названия глав: «Как я уволила из Кремля Шабдурасулова», «Как я стала юмашевской совестью», «Мой «друг» Володя Путин», «Одна ночь с Александром Стальевичем», «Кремлёвская пресс-хата»,, «Динамо-машина им. Б.А. Березовского», «Когда был Лесин маленьким»

После громкой премьеры такой неоднозначной книги, Трегубова прогремела еще раз.  На этот раз взрывом у дверей своей квартиры.

Затем Ирина выпустила книгу  «Прощание кремлёвского диггера», результатом которой  оказалось её политическое убежище в Англии. 

2004

 

Виктор Пелевин  «Священная книга оборотня» (Пелевин,  В. О. Священная книга оборотня. – М. : Эксмо-Пресс, 2010. – 416 с. – (Современная мужская проза)

Настоящее событие года, настольная книга всей читающей молодежи. Очень непростая love story героев с нецензурными, непечатными именами.

Героиня – лисичка -  при помощи хвоста и виртуальных секс - услуг откачивает у клиентов жизненную энергию. Герой-генерал (он же по совместительству волк-оборотень) при помощи черепа пёстрой коровы и жутковатых камланий с воем откачивает нефть у российской земли.

Цитата: «Он начал выть ещё человеком, но вой превратил его в волка даже быстрее, чем любовное возбуждение. Покачнувшись, он выгнулся дугой и повалился на спину. Трансформация произошла с такой скоростью, что он был уже почти полностью волком, когда его спина коснулась шинели. Ни на секунду не прекращая выть, этот волк несколько секунд бился в снегу, поднимая вокруг себя белое облако, а затем поднялся на лапы».

Сквозь причудливый сюжет просвечивало вполне реальное дело ЮКОСа, о чём напоминала весёлая надпись у входа на детскую площадку Нефтеперегоньевска: «Кукис-Юкис-Юкси-Пукс!»

2005

Оксана Робски «Casual/Повседневное» (Робски, О. CASUAL /Повседневное. -  М. : РОСМЭН, 2005. -  334 с.)

Сюжет романа прост, как античная драма. Вдова олигарха заказывает убийцу своего мужа. Заказ исполнен, но оказывается, что вдова ошиблась. Она исправляет ошибку, выясняет отношения с беременной любовницей убитого мужа и т.п. А под конец, устав от передряг, улетает в Индию, где находит новую любовь.

Появление подобной литературы вполне закономерно. Это был голос непосредственно из недр «праздного класса», согласно определению Т. Веблена.

Цитата: «Вся Москва уехала в горы. Те, кто ещё не уехал, собирали чемоданы, чтобы уехать сразу после Нового года. Те, у кого есть потребность в знакомых лицах и близости к олигархам, уехали в Куршевель. Все остальные — в Санкт-Мориц…»

Оксана Робски породила целое (пара)литературное течение — так называемый светский реализм. Такие романы в последние десять лет составлялись, как конструктор «Лего».

2006

 

Сергей Минаев   «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» (Минаев, С. С.  Духless. Повесть о ненастоящем человеке. – М. :  АСТ, 2008. -  352 с.)

В этом достопамятном году на арене появился мужчина, жаждущий сказать всю правду о гламуре. Роман был написан крайне небрежно, переполнен штампами и пошлостями. Типа: «Миром давно уже не правит капитал. Лицемерие и ханжество — вот истинные короли мира». Слово «духовность» и производные от него — на каждом шагу.

В 2007 году «Духless» получил антипремию «Полный абзац».

Сергей Минаев писал о «поколении 1970—1976 годов рождения, таком многообещающем и таком перспективном. Чей старт был столь ярок, и чья жизнь была столь бездарно растрачена…»

2006

 

 Захар Прилепин «Санькя» (Прилепин, З.  Санькя. – М. : Ad Marginem  Пресс. – 2010. – 368 с.)

Лучшая книга 2006 года. Действие происходит на другом полюсе социума: герой Прилепина — неформал-маргинал и «бездарно растраченную жизнь» можно отнести и к нему.

Две цитаты: «А мы ведь — случайность… Нас случайным сквозняком согнало. Революция приходит не сверху и не снизу — она наступает, когда истончаются все истины…»; «…я русский. Этого достаточно. Мне не надо никакой идеи…»

«Санькя» вызвал бурю возмущения. Возмущались банкир Пётр Авен, телеведущая Тина Канделаки, агитпроп русского капитализма Валерия Новодворская: «Прилепин — очень хороший писатель, лучше, чем Лимонов. Но враг», а также Ксения Собчак и, что интересно, Сергей Минаев.

На стороне «Саньки» были Михаил Швыдкой, тогда глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, политолог Станислав Белковский, кинорежиссёр и сценарист Авдотья Смирнова, писатель Герман Садулаев.

Захар Прилепин получил премию «Ясная Поляна» с формулировкой «за выдающееся произведение современной литературы — роман «Санькя».

 

2007

 

Лев Данилкин «Человек с яйцом: Жизнь и мнения Александра Проханова» (Данилкин,  Л.  А. Человек с яйцом: Жизнь и мнения Александра Проханова. – М. : Ад Маргинем, 2007. – 664 с.)

Не то чтобы вокруг книги было много шума. Но какая-то волна шла: упрямый замысел — написать книгу о «красно-коричневом» «соловье Генштаба» — себя оправдал. «Глянцевый литкритик Лев Данилкин дебютировал в «большой форме» с лирико-эпической биографией Александра Проханова», —  писал журнал Time Out не без ехидства. Сам Данилкин называл своего героя «советским Прустом», не без иронии.

Цитата: «История про то, как общество на протяжении десятилетий делало всё возможное, чтобы представить его, писателя от бога, графоманом, подлецом, фашистом и скоморохом; я думаю, общество пыталось маргинализовать его всеми правдами и неправдами потому, что он всегда был для него живым упрёком, он был ярче, нелепее, храбрее, чем все остальные».

2008

Владимир Маканина «Асан» (Маканин, В.  Асан. — М. : Эксмо, 2008.  — 480 с.)

В 2008 легкая шумиха поднялась вокруг романа Маканина о чеченской войне, где главный герой — майор с толстовской фамилией Жилин (притом Александр Сергеевич), спекулирующий бензином. Кому-то роман понравился — как «последняя правда» о Чечне.

Вот самый мягкий пример критики: «Асан» — удивительный пример беллетристической риторики или усилия по стяжанию художественности. Маканин — оригинальный мыслитель, то есть очень умный человек. Но человек без художественной свободы» (Николай Александров).

«Асан» получил «Большую книгу — 2008». А по результатам голосования в ЖЖ — антипремию «НацВорст».  Как худшая книга 2008 года.

Цитата: «…Отовсюду плывёт сладкий предгорный воздух! Это чистый кислород!.. Это Кавказ! Распахнувшийся Кавказ окутывает мозги. Окутывает и нежит молодую душу… Кавказ зовёт к себе… Новобранцы счастливы! Нет-нет и они встают в полный рост — в прыгающем кузове движущегося грузовика. Трясут автоматами. (Если Жора или сержант оружие отнять не успели.) Падают и опять встают…

И вот уже стреляют, стреляют! Где эти чёртовы чечены? Где война?.. Командиры, ау-ууу!.. Некоторые рвутся воевать прямо здесь и сейчас… Сколько можно медлить! Надо ввязаться в какой-нибудь бой, прежде чем развезёт от жары».

2009

 

Натан Дубовицкий «Околоноля»  (Дубовицкий, Н. Околоноля. – М. : Бертельсманн, 2009. – 112 с. – (Современная мужская проза)

Публика гадала, кто же скрывается за этим именем. На самом ли деле (как предположила газета «Ведомости») это Владислав Сурков, наш главный идеолог, серый кардинал, изобретатель «суверенной демократии»? Или это какой-нибудь литературный негр? А может быть, группа негров?

С одной стороны, трудно было представить, что топ-чиновник сочиняет романы. Да ещё социально острые. С другой, имя жены Суркова — Наталья Дубовицкая.

Говорили, что «Околоноля» будут «читать, надеясь найти между строк скрытое послание и больше узнать о механизме принятия решений в Кремле». Но о «механизме принятия решений» в романе почти ничего не было. Цитата: «…Мы власть… Настоящая власть не применима, как атомная бомба. Мы правим, не вмешиваясь. Поддерживаем порядок, оставаясь невидимыми. Как говорят китайцы, власть — дракон в тумане».

Главный герой романа Егор Самоходов входит в полукриминальный издательский бизнес -  левые тиражи, нелицензированные учебники, фальсификации и т.п.  Так что послание,  скорее такое: бизнес на культурных ценностях ничуть не лучше любого другого. А то и хуже. Цитата: «А войну за сбыты Набокова в южной Москве помнишь? Семь трупов. За розницу Тютчева помнишь? Между «яснополянскими» и «солнцевскими»… Ну тогда двумя взрывами магазинов обошлось, ночью, без жертв. Зато за опт обэриутов когда мы с «крокодилерами» схлестнулись! Одиннадцать жмуриков!»

2010

«Литературная матрица» (Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. Сборник: в 2 т.  - СПб.: Лимбус Пресс : изд-во К. Тублина,  2010.  –  Т. 1. –  464 с.,  Т. 2.  – 793 с.)

В конце 2010 года общественность активно обсуждала альтернативный учебник литературы в двух томах, написанный писателями. Спорили в основном о том, будут ли школьники его читать. И начнут ли (научатся ли) после этого (если прочитают) любить/понимать литературу.

Сама идея замечательная. Что до исполнения, то это кому (из классиков) как повезло…

Цитата: «Главное, чего хотелось бы составителям этой книги, — чтобы тот, кто прочтёт из неё хоть несколько статей, почувствовал необходимость заглянуть в тексты произведений русской литературы, входящих в школьную программу. Чтобы он читал эти тексты так, как читают их авторы этой книги, — не сдерживая слёз, сжимая кулаки, хохоча и замирая от восторга, гневаясь и сходя с ума. Потому что школьная программа по литературе — это на самом-то деле программа для активации человеческого в человеке, и надо только понять, где тут кнопка «enter» и как её нажать».

 

К концу 2010 года в центр споров и раздоров попал и роман Елены Колядиной «Цветочный крест», получивший «Русский Букер». О красавице Феодосье, которую обвинили в колдовстве и отправили на костёр. Время действия — XVII век, место — город Тотьма.

Колядину обвиняют в богохульстве, попрекают лексикой а также ляпами и неточностями. Те же, кому роман понравился, превозносят её за гениальность и смелость.

 

По материалам электронных СМИ
11.02.2011